Nav view search

Навигация

                                                                                                                                                                                                           4b

Государственный морской Университет  

имени адмирала Ф.Ф. Ушакова            

 

Искать

Кафедра Техносферная безопасность на транспорте

Техносферная безопасность на транспорте

Туркин Владимир Антонович

нач. каф., д.т.н., профессор

Общая справка

В 2001 году в связи с в связи с открытием в академии новой специальности 280202.65 (330200) – Инженерная защита окружающей среды (ИЗОС) была образована кафедра «Химия и экология». Первый набор курсантов специальности ИЗОС был проведен в 2001 году. С 1 сентября 2011 г. осуществляется обучение курсантов в бакалавриате по направлению «Техносферная безопасность», с дальнейшим продолжением обучения в магистратуре. В 2012 году название кафедры было изменено на «Техносферная безопасность на транспорте». Начальником кафедры является доктор технических наук, профессор Туркин Владимир Антонович. В настоящее время кафедра обеспечивает подготовку по очной и заочной формам обучения бакалавров по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность» профиль «Экологическая безопасность, охрана труда и защита в чрезвычайных ситуациях», а также магистрантов по направлению 20.04.01 «Техносферная безопасность» по двум магистерским программам: «Защита окружающей среды», «Безопасность экологическая, чрезвычайных ситуаций и производств». Доктора наук, профессора кафедры осуществляют руководство и подготовку аспирантов по направлениям 05.06.01 «Науки о Земле» (профиль 03.02.08 «Экология (водный транспорт)») и 26.06.01 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта (профиль 05.08.05 «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)»). Также кафедра ведет дисциплины «Химия» и «Экология» для других специальностей университета. Кафедра проводит также профессиональную переподготовку специалистов по программе: «Техносферная безопасность: охрана труда; экологическая, пожарная и промышленная безопасность; безопасность в чрезвычайных ситуациях». Для обучения необходимо наличие диплома о среднем профессиональном или высшем образовании. Продолжительность обучения – 3 месяца с выдачей диплома о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере охраны труда; экологической, пожарной и промышленной безопасности; безопасности в чрезвычайных ситуациях. Форма обучения дистанционная (заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий).

Дисциплины кафедры

20.03.01 «Техносферная безопасность» (бакалавриат)
1 Оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза
2 Основы природопользования
3 Экология
4 Введение в специальность
5 История гражданской защиты
6 Инженерные методы защиты гидросферы
7 Промышленная экология
8 Стратегия устойчивого развития
9 Общая и неорганическая химия
10 Органическая химия
11 Физическая химия
12 Аналитическая химия и физико-химические методы анализа
13 Коллоидная химия
14 Экологический менеджмент и экологический аудит
15 Инженерные методы защиты атмосферы
16 Методы и приборы контроля окружающей среды
17 Процессы и аппараты защиты окружающей среды
18 Теория горения и взрыва
19 Экология
20 Рационная и химическая защита
21 Основы токсикология
22 Надежность технических систем и техногенный риск
23 Поведение человека в чрезвычайных ситуациях
24 Ноксология
25 Рискология
26 Системный анализ и моделирование чрезвычайных ситуаций
27 Спасательная техника и базовые машины
28 Управление техносферной безопасностью
29 Основы техносферной безопасности
30 Экономика мероприятий гражданской защиты
31 Аварийно-спасательное дело
32 Медико-биологические основы безопасности
33 Тактика спасательных работ
34 Техника и технология переработки отходов
35 Экология человека
36 Безопасность спасательных работ
37 Науки о земле
38 Экология (часть 1 и часть 2)
20.04.01 «Техносферная безопасность» (магистратура)
1 Методология научных исследований
2 Информационные технологии в сфере безопасности
3 Управление рисками
4 Культура безопасности
5 Создание малоотходных и безотходных технологий в промышленности
6 Предотвращение загрязнения морей
7 Методы биотехнологии при переработке и утилизации твердых отходов
8 Мониторинг безопасности
9 Экспертиза безопасности
10 Современные проблемы науки о безопасности
11 Комплексное использование водных ресурсов
12 Гидрохимический мониторинг природных вод
13 Экономика и менеджмент безопасности
14 Медицина катастроф
15 Системный анализ и моделирование
16 Математическое планирование эксперимента
17 Методы многокритериальной оптимизации эксперимента
18 Обеспечение безопасной эксплуатации производств
19 Техника и технология очистки сточных вод
20 Моделирование и прогнозирование опасных процессов в техносфере
21 Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
22 Предупреждение чрезвычайных ситуаций при транспортировке опасных грузов
23 Управление безопасностью природно-технических систем
24 Культура безопасности
25 Управление рисками
26 Законодательство в области техносферной безопасности
27 Оценка экологической безопасности при чрезвычайных ситуациях
28 Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности
29 Технология средств и систем защиты
30 Обеспечение безопасной эксплуатации производств

Преподавательский состав кафедры

1

Научные направления кафедры

1. Разработка технологии сокращения выбросов в воздушную среду оксидов азота, серы и углерода образующихся при сгорании топлива в судовых дизельных установках

Целью НИР разработка новой технологии и судового оборудования, способного снизить загрязнение оксидами азота и другими вредными веществами воздушной среды транспортными судами до норм, установленных VI Приложением Международной Конвенции МАРПОЛ 73/78 с учетом 80 процентного ужесточение норм в 2016 году для вновь создаваемых дизелей, устанавливаемых на судах, эксплуатация которых планируется в районах контроля выбросов оксидов азота. С целью снижения затрат судовладельцев и для реализации политики импортозамещения учеными кафедры предложен метод очистки отработавших газов от кислотных оксидов и твердых частиц с использованием механизма их адсорбции твердым веществом. Для реализации метода предлагается использовать судовую систему очистки отработавших газов. Основным элементом системы является комплексное устройство очистки выхлопных газов судового двигателя. Конструкция устройства защищена тремя патентами: на изобретения (№ 2536749 от 28 октября 2014 г.; № 2608094 от 13 января 2017 г.); на полезную модель (№ 159648 от 25 января 2016 г.).

2. Разработка системы лазерного дистанционного зондирования концентрации загрязняющих веществ в выбросах судового энергетического оборудования

Целью НИР является изготовление переносного лазерного газоанализатора для дистанционного и непрерывного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу судовыми энергетическими установками в акваториях портов России. Станцию можно использовать при дистанционных измерениях концентрации загрязняющих веществ в атмосфере на расстояниях зондирования до 10 км. Наблюдения можно проводить дистанционно с наземных платформ или судов, самолетов и спутников с получением большого пространственного и временного разрешения.

3. Разработка судовой лидарной станции мониторинга состава отработавших газов

Цель НИР: разработка решений, направленных на совершенствование эксплуатации судовых дизелей в широком диапазоне изменения нагрузок на основе контроля концентрации вредных веществ в отработавших газах. Решаемые задачи: 1. Анализ режимов и условий работы, методов и технологий контроля состава отработавших газов судовых дизелей в эксплуатации. 2. Разработка метода контроля концентрации вредных веществ в отработавших газах судовых двигателей в эксплуатации. 3. Экспериментальное исследование концентрации вредных веществ в отработавших газах судовых дизелей. 4. Статистическая обработка результатов экспериментальных исследований и создание банка данных параметров, количества и состава CO2, NОx, SОx в отработавших газах судовых дизелей при их эксплуатации в широком диапазоне нагрузок. 5. Получение аналитических зависимостей для параметров и концентрации вредных веществ в отработавших газах. 6. Разработка рекомендаций по выбору параметров для снижения выбросов с отработавшими газами судовых дизелей. Схема судовой лидарная станция мониторинга состава отработавших газов

4. Разработка технологии очистки водяного балласта на береговых сооружениях

Целью работы является разработка исходных данных для проектирования береговых очистных сооружений балластных вод. На кафедре проведен цикл исследований по определению гидрохимических показателей загрязнений в исходной воде – в судовом водяном балласте. В процессе работы исследованы балластные воды судов, пришедших из следующих регионов: Средиземное (~ 60 %), Чёрное, Азовское, Каспийское моря. Сравнительным анализом полученных данных и нормативных характеристик очищенной воды определен состав очистных сооружений (оборудования) береговой обработки судового водяного балласта. С целью определения технологических параметров процесса фильтрования водяного балласта (первая стадия очистки) на кафедре создана пилотная модель песчанно-гравийного фильтра. Экспериментальными исследованиями установлена целесообразность применения данного метода в качестве первой ступени обработки водяного балласта, определены оптимальные параметры процесса. В настоящее время в лаборатории продолжаются исследования качественного состава исходных балластных вод, а также создаются пилотные образцы очистных сооружений. Реализация очистного комплекса возможна либо на стационарных береговых сооружениях, либо как модульная установка системы очистки балластных вод, размещенная на транспортном средстве.

5. Разработка карт экологической чувствительности и ранжирование прибрежной зоны Новороссийской бухты по комплексу показателей морской биоты

Целью НИР является разработка карт экологической чувствительности и ранжирование прибрежной зоны Новороссийской бухты по комплексу показателей морской биоты с учетом рельефа морского дна и действия экологических факторов. Создание карт интегральной уязвимости морских акваторий представляет собой важный этап в деле предотвращения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации. В случае аварии карты экологической чувствительности: сообщают ликвидаторам разлива нефти важную информацию о районах/местах максимальной концентрации различных прибрежных биоресурсов; позволяют ранжировать уязвимые в экологическом отношении прибрежные зоны и принимать первоочередные меры по их защите от нефтяных разливов. Картографирование выполнено с рассмотрением типа побережья Новороссийской бухты и его общей уязвимости к нефтяному загрязнению. Каждому участку побережья Новороссийской бухты присвоен базовый индекс чувствительности ESI к нефтяному загрязнению, который варьирует от 1 до 10. С учетом выполненной градации берегов Новороссийской бухты по уязвимости к разливам нефти выделены следующие, показанные на рисунке, зоны приоритетной защиты.

6. Оценка риска аварий и безопасности эксплуатации объектов морского и речного транспорта

НИР разрабатывается в рамках мероприятия общепрограммного характера федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848. Цель работы: разработка рекомендаций для анализа (количественной оценки) риска аварий и безопасности при эксплуатации объектов морского и речного транспорта. Оценка риска помимо повышения безопасности судоходства необходима также при разработке Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и организации работ по ликвидации разливов нефти, а также при составлении деклараций безопасности опасных производственных объектов.