Nav view search

Навигация

                                                                                                                                                                                                           4b

Государственный морской Университет  

имени адмирала Ф.Ф. Ушакова            

 

Искать

Научные направления и школы

Научные исследования и направления в ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Технические средства высокоточной проводки крупнотоннажного судна

Комплект технических средств высокоточной проводки крупнотоннажного судна Комплект технических средств высокоточной проводки (ТСВП) предназначен для использования лоцманами при проводке и швартовке крупнотоннажного судна в стесненных условиях при ограниченной видимости и имеет ряд важных преимуществ по сравнению с традиционными лоцманскими комплектами на базе ноутбуков. Основой функционирования комплекта ТСВП является технология Т2ОТ, которая предусматривает использование двух опорных точек для решения задачи высокоточного позиционирования корпуса судна в выбранной системе координат, а также расчет и отображение на электронной карте всех необходимых навигационных элементов для управления движением крупнотоннажного судна. В общем случае, на электронной карте планшета отображается в режиме реального времени схема движения судна, представляющая истинный размер корпуса, его форму, ориентацию и динамику движения судна. Наличие в своем составе малогабаритной инерциальной навигационной системы ИНС, позволяет повысить достоверность и надежность получения навигационных данных. Лазерная система швартовки крупнотоннажных судов (ЛСШКС) на основные положения технологии Т2ОТ выполняет следующие функции: - Проведение измерений параметров сближения судна с причальными сооружениями (дистанция, скорость сближения), а также гидрометео информации в районе проведения швартовых операций; - Передача лоцману, проводящему швартовку судна, данных о параметрах сближения судна с причальными сооружениями (дистанция, скорость сближения), а также гидрометео информации; - Отображение измеренных параметров (скорость сближения и расстояния до судна) на цифровом табло, расположенном на причале; - Регистрация измеренных в процессе проведения швартовных операций данных в Центре Управления; - Ведение наблюдения за положением судна после постановки к причалу (мониторинг). В рамках технологии Т2ОТ, для автоматизации процесса управления движением крупнотоннажного судна в стесненных условиях используется несколько удаленных сервисных функций для соответствующих акваторий морских портов РФ: картографический сервис, гидрометеорологический сервис, информационный сервис.

Технические средства очистки отработавших газов судового двигателя

Система очистки отработавших газов судового двигателя C 1 января 2016 года для двигателей новых судов норма окислов азота NOx в районах контроля их выбросов составляет 3,4 г/кВт·ч (районы NECA – NOx emission control areas) - уровень ИМО Tier 3. Для достижения этих норм обычно предлагается разработанный зарубежными компаниями метод селективного каталитического восстановления (СКВ) оксидов азота. Недостатками метода являются высокая стоимость катализаторов, изготовленных из драгоценных металлов, и необходимость наличие в портах захода реагента для СКВ-процесса (мочевины). С целью снижения затрат судовладельцев, а также для реализации политики импортозамещения университета предложен метод очистки отработавших газов от кислотных оксидов и твердых частиц с использованием механизма их адсорбции твердым веществом. Для реализации данного метода предлагается использовать судовую систему очистки отработавших газов. Основным элементом этой системы является комплексное устройство очистки выхлопных газов судового двигателя. Конструкция устройства защищена двумя патентами: на изобретение (№ 2536749 от 28 октября 2014 г.) и на полезную модель (№ 159648 от 25 января 2016 г.). В основе работы предлагаемого устройства лежит окисление озоном оксидов азота NO до диоксидов NO2 с дальнейшей их адсорбцией на поверхности и внутри гранул адсорбента - шлаковой пемзы. Достоинствами метода являются отсутствие в конструкции устройства дорогостоящих катализаторов и расходуемых реагентов, а также возможность получения озона непосредственно на месте его потребления. По результатам эксперимента установлено, что при работе озонатора в составе установки для очистки выхлопных газов использование кислорода в качестве исходного газа для получения 1-4 - корпус; 5-7 - патрубки; 8-10 - штуцеры; 12,13 - камеры; 14 - секции; 15 - решетка; 16 - контейнеры; 17 - каналы; 18 – гранулы пемзы; 19,20 - распределители; 21 - озонатор озона обеспечивает значительные преимущества по сравнению с воздухом. Степень очистки при кислородной генерации озона составляет, в зависимости от нагрузки двигателя от 30 до 98 %. Судовая лидарная станция мониторинга отработавших газов СЛС – 07ГМ Станция может быть установлена на каждое судно и осуществлять непрерывный контроль концентрации загрязняющих веществ в отработавших газах (ОГ) непосредственно в газоходах судовых дизельных и котельных установок (СДиКУ), или на срезе дымовой трубы. В случае превышения концентраций загрязняющих веществ нормам, установленным 6-м приложением МАРПОЛ 73/78, бортовой компьютер, по указанию Станции, осуществляет перепуск соответствующей части продуктов сгорания через описанную выше установку очистки газов от оксидов азота и серы. Судовая лидарная станция мониторинга отработавших газов позволяет комплексно решать задачи контроля и снижения токсичности отработавших газов СДиКУ, а также осуществлять их диагностирование. Применение судовой станции СЛС – 07ГМ позволит: уменьшить вредные выбросы в атмосферу с отработавшими газами;
повысить надежность работы судовой энергетической установки;
уменьшить расходы на техническое обслуживание и ремонт СДиКУ;
предотвратить серьезные отказы дизелей. Состав судовой станции показан на рисунке. В рассмотренной комплектации станция обеспечивает:
- формирование рекомендаций судовому механику по снижению эмиссии токсичных компонентов ОГ (СО, NОх, СН, SО2, сажа) в случаях обнаружения системой превышения их допустимого содержания, регламентируемого МАРПОЛ;
- обнаружение повреждений топливной аппаратуры и выпускных клапанов в начальной стадии их развития;
- контроль распределения нагрузки по цилиндрам;
- контроль протекания процесса приработки деталей цилиндропоршневой группы после замены деталей или мотоочистки (переборки). Функции системы, являющейся экспертной, базируются на существующей связи эмиссии компонентов ОГ с техническим состоянием дизеля и режимами его работы. Судовая станция СЛС – 07ГМ выполняется в двух вариантах: с ручным и автоматическим управлением и вводом информации. Станция может работать как автономно, так и во взаимодействии с другими локальными системами диагностирования, а также в составе комплексной системы автоматики и контроля технического состояния судовой энергетической установки.

Технические средства управления телеуправляемого необитаемого подводного комплекса

Штатный пульт управления телеуправляемого необитаемого подводного комплекса (ТНПК) На базе запатентованного Университетом комплекса программ "OVDsim" создан встроенный симулятор в телеуправляемый необитаемый подводный комплекс УТ-ТНПК-Ф. Продуктом является тренажер с использованием штатного пульта управления телеуправляемого необитаемого подводного комплекса (ТНПК) производимой в рамках Гособоронзаказа. В основе научной разработки лежит аналитическая реконструкция физических процессов протекающих в объектах исследования. Визуализация реализована в виде графиков и зависимостей отражающих взаимосвязи, качественные и количественные характеристики энергетических процессов. Научная продукция готовая к коммерческой эксплуатации и внедрению в производство включает: - системы отображения данных и подводной навигации; – носитель судно проекта 22010.

Научные школы в ГМУ

Научные школы / лабораторииНаучные исследования (НИР/НИОКР), результаты интеллектуальной деятельности (патенты, изобретения)
1 Обеспечения безопасности плавания и эффективного управления судном в различных условиях эксплуатации  НИР/НИОКР:
1) Технология высокоточной проводки и швартовки крупнотоннажного судна «Т2ОТ»;
2) Исследование проблем современных систем управления движением судов и выработка предложений по их устранению;
3) Исследование погрешностей измерения ключевых индикаторов при расхождении судов;
4) Методология формализации навигационной обстановки для планирования движения судна;
5) Модели дрейфа объектов на море и нечеткие методы их поиска и контроля;
6) Рекомендации по движению, швартовке, маневрированию крупнотоннажных судов в стеснённых условиях плавания в акваториях портов и на подходах к ним с использованием высокоточных систем позиционирования;
7) Исследование новых технических средств, применимых для реализации автоматизации расхождении судов;
8) Адаптивное управление программным движением судна;
9) Исследование эксплуатационной надежности технических средств системы управления движением судов и ее навигационной безопасности на примере ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал»;
10) Совершенствование и апробация автоматической системы поддержки принятия решений по расхождению судов;
11) Анализ методов зон навигационной безопасности;
12) Совершенствование комплекса технических средств судовождения с целью повышения безопасности мореплавания;
13) Автоматизированные системы дистанционного контроля состояния судна;
14) Совершенствование технических средств судовождения с целью повышения безопасности мореплавания;
15) Исследование проблем судовождения в рамках развития технологий Е-навигация;
16) Обоснование требований к высокоточной системе морской навигации в стесненных условиях плавания при ограниченной видимости;
17) Разработка системы судовождения высокой точности «ТСВП Одиссей», в рамках исследования Е- навигация;
18) Исследование возможностей применения альтернативных средств посадки в спасательные средства на судне;
19) Использование технологии «Т2ОТ» в автоматизации процессов управления движением танкеров и газовозов в порту Сабетта и подходах к нему;
РИД:
1) «Расчет циркуляции судна». - Свидетельство о гос. регистрации №2011616299 от 10.08.2011.
2) «Определение минимального опрокидывающего момента судна» - Свидетельство о гос. регистрации № 2011616300 от 10.08.2011.
3) «Способ задания траектории и режимов движения судна» - Патент РФ на изобретение № 2550236 10.05.2015;
4) «Способ многоканального приёма и передачи информации по безопасности мореплавания» - Патент РФ на изобретение № 2527189 27.08.2015.
5) Способ управления программными движениями судна по траектории. - Патент РФ на изобретение №2596202 от 11.04.2016.
6) «Способ высокоточного определения навигационных элементов движения судна» -Патент РФ на изобретение №2016123628 от 24.09.2017
2 Функциональная надежность главных и вспомогательных элементов судовых энергетических установок

НИОКР/НИР:
1) Исследование динамических процессов, определяющих прочность конструктивных элементов механизмов в морском транспорте;
2) Механическая обработка деталей судовых технических средств при восстановлении рабочих поверхностей;
3) Динамические задачи прочности в морском транспорте.  РИД:
1) «Винторулевая колонка с безвальным электромагнитным движителем» - Патент РФ на изобретение №2349494 от 07.03.2009.
2) «Винторулевая колонка системы прямого привода» - Патент РФ на изобретение №2349493 от 12.05.2011.
3) «Электромеханический движитель в жидких средах с электрической редукцией» - Патент РФ на изобретение №2421373 от 11.07.2012.
4) «Способ контроля расхода воздуха судовой дизельной установки при эксплуатации судна» - Патент РФ на изобретение №2542771 27.02.2015;
5) «Стенд для вибрационной диагностики турбокомпрессоров судовых дизелей» - Патент РФ на полезную модель №154366 20.08.2015.
3 Совершенствование технической эксплуатации и эффективности судовых энергетических установок

НИОКР/НИР:
1) Исследование и формирование информационной базы для решения задач технической эксплуатации судовых дизелей;
2) Разработка учебного тренажера «Дизель–мастер»;
3) Комплексная система контроля состояния судовых высокооборотных двигателей в эксплуатации;
4) Исследование перспективных рабочих циклов судовых малооборотных дизелей с электронным управлением на основе частотной модели индикаторной диаграммы.  РИД:
1) «Установка для испытания образцов на усталость при изгибе с кручением» - Патент РФ на изобретение №2437075 20.12.2015;
2) «Экспертная система для диагностики судовых дизелей». - Свидетельство о гос. регистрации программы № 2012615935 от 28.06.2012.
3) «Спектральный анализ вибрационных процессов (Spectrum analysis of vibration)» - Свидетельство о гос. регистрации программы №2013616599 11.07.2014;
4) «Программа управления и контроля исполнительными механизмами тренажерного центра судового машинно-котельного отделения» - Свидетельство о гос. регистрации программы №2017611085 20.02.2017.
5) «Динамическое устройство для очистки выхлопных газов судового двигателя» Патент РФ на изобретение №2608094 от 19.07.2017.
6) «Способ контроля процесса сгорания тяжелого топлива в судовом дизеле в эксплуатации» - Патент на изобретение, №2641780 от 22.01.2018 г.
4 Эксплуатация портовых систем и транспортных комплексов, комплексная теория водного транспорта

НИОКР/НИР:
1) Повышение эксплуатационной надежности конвейерных систем портовых транспортных терминалов;
2) Эффективность, сбалансированность и пропускная способность транспортной системы РФ и пути совершенствования ее организационного управления;
3) Выбор рациональных параметров бункеров и эстакад перегрузочных комплексов транспортных терминалов морских портов;
4) Анализ проблематики водных путей и разработка новых подходов к решению проблем обеспечения эффективной эксплуатации флота с учетом требований безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды;
5) Концепция развития мультимодальных транспортных узлов на базе морских портов;
6) Анализ направлений развития транспортного комплекса РФ в современных условиях;
7) Выбор рациональных параметров бункеров и эстакад перегрузочных комплексов транспортных терминалов морских портов;
8) Исследование кристаллических и электроизоляционных материалов применяемых на судах морского флота и портовых сооружениях;
9) Развитие инновационных технологий в управлении транспортными системами.  РИД:
1) «Программа моделирования процесса погрузо-разгрузочных работ в морском порту» - Свидетельство о гос. регистрации программы №2014611064 от 24.01.2014;
2) «Программа оптимизации буксирного обеспечения швартовных операций» - Свидетельство о гос. регистрации программы №2014611097 от 23.01.2014.
3) Программный комплекс управления технологическими процессами при тестировании электрооборудования. - Свидетельство о гос. регистрации программы №2016617466 от 30.03.2016.
5 Обеспечение экологической безопасности на водном транспорте

НИОКР/НИР:
1) Экологические проблемы морского транспорта на Юге России;
2) Обеспечение экологической безопасности на транспорте;
3) Теоретическое и экспериментальное исследование процесса центробежной сепарации паров углеводородов с целью их рекуперации при заполнении танкеров нефтью;
4) Технологии дистанционного мониторинга выбросов морским транспортом.  РИД:
1) «Комплексное устройство для очистки выхлопных газов судового двигателя» - Патент РФ на изобретение №2536749 27.12.2014;
2) «Мультиблочное устройство для очистки выхлопных газов судового двигателя» - Патент РФ на изобретение №159648 20.02.2016;
3) «Динамическое устройство для очистки выхлопных газов судового двигателя» - Патент РФ на изобретение №2608094 13.01.2017;
6 Правовое регулирование и нормативное обеспечение деятельности морского транспорта

НИОКР/НИР:
1) Актуальные проблемы совершения таможенных операций в отношении морских судов, ремонтируемых в иностранных портах;
2) Правовые аспекты противодействия преступлениям и правонарушениям на транспорте, совершаемых в сфере таможенного дела;
3) Исследования проблем и особенностей управления персоналом в сфере морского транспорта на современном этапе;
4) Проблема правового регулирования системы обеспечения транспортной безопасности;
5) Актуальные проблемы таможенного оформления захода маломерных судов в порты Республики Крым;
6) Правовое регулирование организации управления транспортными комплексами РФ;
7) Правовое обеспечение государственно-частного партнёрства в предпринимательской деятельности на транспорте;
8) Организация доступной среды для инвалидов на транспорте;
9) Правовое регулирование пассажирских и грузовых перевозок морским транспортом;
10) Проблемы гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности, связанной с объектами морского транспорта и их инфраструктурой;
11) Современные проблемы обеспечения единства измерений количества насыпных грузов, перемещаемых морским транспортом через таможенную границу ЕАЭС;
12) Материально-правовые и процессуально-правовые способы защиты прав субъектов транспортных правоотношений.
7 Актуальные проблемы экономической теории и практики в условиях глобализации (транспортный аспект)

НИОКР/НИР:
1) Анализ рынка транспортных услуг и повышение эффективности деятельности предприятий транспорта;
2) Управление финансами предприятий транспортного комплекса);
3) Приоритетные направления развития транспортных коридоров в Азово–Черноморском бассейне;
4) Тенденции, факторы и механизмы повышения результативности деятельности предприятий транспортно комплекса ЮФО;
5) Управление финансовыми ресурсами предприятий транспортного комплекса в условиях циклических колебаний экономики;
6) Исследование проблем и перспектив устойчивого развития портовой инфраструктуры Азово- Черноморского бассейна;
7) Системный анализ перспективных направлений эволюции транспортной системы Азово- Черноморского бассейна в международных транспортных коридоров;
8) Методические основы расчета объемов услуг нефтеналивного флота на основе анализа мировых тенденций развития грузопотоков;
9) Управление финансовыми ресурсами предприятий транспортного комплекса в условиях циклических колебаний экономики.
8 Педагогические и методические аспекты подготовки морских специалистов на транспорте

НИОКР/НИР:
1) Инновационные технологии подготовки специалистов в морском вузе;
2) Педагогические и методические аспекты подготовки морских специалистов на транспорте;
3) Формирование и мониторинг компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки;
4) Актуальные проблемы общенаучной подготовки в морском университете;
5) Эффективность педагогической модели формирования физкультурно-спортивной деятельности курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности;
6) Теоретико-методологическое обоснование мыслительной деятельности профессионального становления курсантов в рамках образовательного процесса в техническом ВУЗе;
7) Формирование и мониторинг компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки;
8) Модель и технологии воспитательно-профилактической работы по снижению негативного влияния человеческого фактора на безопасность мореплавания;
9) Модернизация дидактического обеспечения учебных дисциплин на этапе базовой подготовки плавсостава в морском университете;
10) Педагогометрическое моделирование целостно-системного учебного процесса;
11) Современное морское образование в международном образовательном пространств;
12) Психолого-педагогические проблемы образовательного процесса: влияние когнитивных способностей на формирование профессиональных компетенций;
13) Исследование перспективных технологий дистанционного образования в рамках требований МК ПДНВ;
14) Совершенствование профессиональной языковой подготовки рядового и офицерского плавсостава в рамках национального и международного законодательства с помощью компьютерных технологий.
РИД:
1) «Модуль обучаемого» - Свидетельство о гос. регистрации №2017618495 02.08.2017;
2) «Контроль качества подготовки специалистов» - Свидетельство о гос. регистрации № 2011617021 от 09.09.2011.
3) «Оптимизация процесса операторской подготовки (Optimum operator)». - Свидетельство о гос. регистрации №2011617020 от 09.09.2011
4) «Объективная сложность изучаемого объекта (Objective complexity of the studied object)». - Свидетельство о гос. регистрации № 2012612958 от 26.03.2012.
5) «Логико-структурная модель изучаемого объекта (Model of logic structure of studied object)». - Свидетельство о гос. регистрации № 2012612959 от 26.03.2012.
6) «Модуль управления критериально-ориентированным тестированием» - Свидетельство о государственной регистрации №2017617942 17.07.2017;
7) «Документирование результатов критериально-ориентированного тестирования» - Свидетельство о государственной регистрации №2017619095 15.08.2017;
8) «Управление обменом данных в критериально-ориентированном тестировании» - Свидетельство о государственной регистрации №2017618558 04.08.2017;
9) «Управление предъявлением данных отчета и протокола тестирования подсистемы документирования» - Свидетельство о государственной регистрации №2017617129 26.06.2017.
10) «Оценивание ответа типа «Задача» (Evaluation of the answer type «Task») - Свидетельство государственной регистрации программы. № 2018610973 от 19.01.2018.
11) «Оценивание ответа типа «Множество» (Estimation of the answer type «Multiple») - Свидетельство государственной регистрации программы. № 2018610716 от 16.01.2018.
12) «Оценивание ответа типа «Список» (Estimation of the answer type «List») - Свидетельство государственной регистрации программы № 201861083 от 18.01.2018.
9 Научно-исследовательская лаборатория «3D моделирования морских автоматизированных комплексов»

НИОКР/НИР:
1) Разработка и создание учебного тренажёра телеуправляемого необитаемого подводного комплекса на базе штатного пульта управления (шифр УТ ТНПК-Ф);
2) Поддержка принятия решений при поиске подвижных объектов на море;
3) Разработка общих принципов построения системы управления движением дистанционно пилотируемого морского буксира-автомата с использованием математического аппарата нечеткой логики;
4) Разработка и создание учебного тренажёра телеуправляемого необитаемого подводного комплекса модернизированного (УТ ТНПК-ФМ).  РИД:
1) «Симулятор динамики объекта (ODV Sim)» - Свидетельство о гос. регистрации программы №2015615144 20.06.2015;
2) «Устройство гидроакустической визуализации подводного пространства в условиях ограниченной видимости» - Патент РФ на полезную модель №133504, от 19.03.2014г.;
3) «Банк данных хранения и обмена информации» - Свидетельство о государственной регистрации №2017618459 от 01.08.2017 г.
10 Научно- исследовательская лаборатория «Системы управления морских автоматизированных комплексов»

НИОКР/НИР:
1) Исследование вопросов повышения эксплуатационной надежности конвейерных систем портовых транспортных терминалов;
2) Разработка и создание пропульсивных разгруженных комплексов для телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов.  РИД:
1) «Квалиметрическая оценка программно-информационного обеспечения морских роботизированных технологических комплексов (Quality of SRTK Software)» - Свидетельство о гос. регистрации программы №2016619114 20.09.2016;
2) «Расчет параметров поиска для управления ходом поисково-спасательных задач морским роботизированным технологическим комплексом (SRTK Operation of search)» - Свидетельство о гос. регистрации программы №2016618986- 2016.
3) «Аналитическое планирование совершенствования качества программно-информационного обеспечения морских роботизированных технологических комплексов для подводных работ (Plan for Quality of SRTK Software)» - Свидетельство о гос. регистрации №2016619651 от 20.09.2016 г.;
4) «Расчет показателей безаварийности совместного использования обитаемых и роботизированных средств проведения подводно-технических работ (SRTK: control of ANPA and APA)» - Свидетельство о гос. регистрации №2016619129 20.09.2016 г.

Положение о научных школах ВУЗов ФАМРТ